Монополия должна быть разрушена

28/05/2013

Во времена всеобщего обмана говорить правду – это революционный акт.
Джордж Оруэлл

Рецензия на книгу «Преставьте, что копирайта нет» Йорс Смирс и Марейке ван Схендел, 2012

Книга будет полезна тем, кто в жизни руководствуется правилом трёх «Н» - Нет ничего невозможного. А если быть точнее - для исследователей, политических активистов, пиратов и всех, кто понимает, что копирайт аморален, давно вышел из-под контроля общества и требует если не отмены, то серьёзного пересмотра.

Нидерландские исследователи и авторы книги Йорс Смирс и Марейке ван Схендел выступают за первый пункт – отмену копирайта. Почему же они придерживаются, на первый взгляд, такой радикальной позиции?

Истоки проблемы

Монополия – это ничем не сдерживаемая алчность человека. Это качество в той или иной мере существовало всегда. Но в те моменты, когда оно переставало ограничиваться обществом, возникало множество проблем, как правило, решаемых через революции, войны, т.е. коллапс прежней системы отношений. А чем более всеохватывающими и необузданными были монополии, тем глобальнее конфликты они создавали.

Нацистская партия в Германии, фашистская партия в Италии, коммунистическая партия в СССР – это политические монополии. Также множество товаров, имеющих различные бренды, но принадлежащие одному собственнику – это монополия в экономике. Криминализация возможности обсуждать, изменять и распространять знания и информацию – это монополия культурная. Другими словами монополия – это когда небольшая группа «специалистов» решает, что «хорошо», а что «плохо» для остальных миллионов, миллиардов людей.

Демократия vs Копирайт

Йорс Смирс и Марейке ван Схендел в своей книге главной линией фронта проводят столкновение принципов демократии и принципов, которыми руководствуется копирайт*.

*Копирайт в Беларуси известен под названием Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Теперь «авторское право» – это уже сфера, касающаяся не узкого круга лиц (художников, писателей, архитекторов), но отрасль права, влияющая на развитие всего общества и каждой отдельной личности на планете через креативную индустрию**, науку, медицину, культуру, сельское хозяйство.

**Креативная индустрия (индустрия контента) – это отрасль экономики, основывающаяся на переработке знаний и информации. Кино, музыка, ремёсла, компьютерные игры, искусство, архитектора, реклама, телевидение, радио, издательская деятельность, программное обеспечение – примеры такой индустрии.

Комплексный подход

Существующие предложения: установить коллективное управление авторским правом, или применить контрактную, интуитивно понятную систему лицензий «Творческих общин» (Creative Commons), или инициативы Пиратской партии Швеции вернуть копирайт «в старые добрые времена», по мнению Смирса и Схендел, - уже недостаточны.

Копирайт в большинстве стран мира охраняется законами как исключительное право и не подпадает под действие антимонопольного законодательства . Это создаёт невиданные возможности для вечной охраны инвестиций крупных компаний, контролирующих большинство нематериальных активов (лицензий, патентов) планеты. Поэтому именно такие компании являются наиболее фанатичными приверженцами «авторского права». В начале 21 века их монополия касается не только товаров, но и возможности обсуждать, изменять, реагировать на эти товары.

Размер книги совсем небольшой (около 150 страниц), однако видно, что авторы использовали многочисленные источники (от Ричарда Флориды и Френсиса Фукуямы до Лоуренса Лессига и Наоми Кляйн) в доказательстве своего основного тезиса, что для решения проблемы копирайта эффективны только комплексные действия - одновременный демонтаж и старого законодательства, и монополий в экономике и культуре .

Представить победу

Авторы книги не претендуют на объективность. Они исследуют различные стороны проблемы, существующие альтернативы и предлагают свой вариант решения. Смирс и Схендел смело выбирают свою сторону баррикад и, кроме понимания проблемы, дают рецепт победы. Но всегда в начале пути к победе важно представить её. Мир без копирайта.
 

Колонки

Karen Eliot

Інфармацыйная правытнасць - гэта права індывіда на недатыкальнасць і свабоду асабістага жыцця . А ці прыватнасць з’яўляецца каштоўнасцю?

Алексей Карамазов

Молодой белорусский писатель Андрей Диченко маркирует свои книги лицензией Creative Commons. О том, почему копирайт устарел и что придет ему на смену.