14 пунктов навстречу реформе копирайта и культуры

28/11/2013

Это предложение реформы копирайта и культуры разработано Филиппом Айгрэйном с помощью Лионеля Маруэля и Силвера Мэрсира и рецензировано создателями Квадратуры Сети. Это предложение - ответ на отказ от ACTA, также путь создания нового каркаса регулирования и политики, который мог бы подходить к нашей цифровой эпохе. В свете вызовов это предложение ищет преобразования и возможные решения для того, чтобы приспособить их к новым возможностям.

Текст ниже - это краткий перевод этих пунктов с испанского сокращенного изложения или английский PDF оригинал .

Проблемы и решения для реформы системы копирайта.

1. Дать легальное (юридическое) определение некоммерческому обмену цифровыми произведениями между индивидами через доктрину "исчерпания прав".

Это открытые обсуждения цифровых работ с друзьями.  Часть культуры вне рынка, особенно касательно пирингового файлообмена ( P2P).

2. Легализация отсылок и гиперссылок.

Создание каталогов ссылок на цифровые архивы должно рассматриваться, как легитимное действие и подчиняться закону о свободе выражения и информации в цифровой среде.

3. Четкие исключения для образовательных и исследовательских практик.

Должно быть юридически защищено множество свобод при использовании работ, защищенных копирайтом для образовательных и исследовательских практик. Эти исключения закона необходимо обозначить строгими условиями, чтобы не было места для финансовой компенсации любым институтам и индивидам. Ограничения необходимо определить точно, не оставляя неопределённости в их использовании кем-либо.

4. Библиотечное и архивное право делать "сиротские произведения" свободными от обязательств и доступными для широкого использования.

Библиотеки и архивы должны иметь свободу создания доступных публике "сиротских произведений" в различных форматах, в том числе и в цифровом формате. "Сиротские произведения" должны быть доступны для каждого и использоваться без финансовой компенсации или законодательных неопределенностей и рисков.

5. Свобода некоммерческого коллективного использования.

Некоммерческое использование работ играет важную роль в знаниях, участии в культурной жизни. Поэтому каркас закона должен покрывать общественное использование произведений в пространстве библиотек, музеев и подобных мест, как определено в пункте 1.

6. Накопление ресурсов: новые финансовые ресурсы, приспособленные к цифровой культуре, с множественным соучастием и проектами.

Сегодня существует множество схем поддержки, которые позволяют существовать трудным в монетизации, но социально значимым произведениям. Необходимы новые государственные политики для исследований, тестирования и построения схем стимулирования искусства и культуры, избегая монопольных привилегий.

7. Законные требования для честных контрактов на издание и распространения.

Сегодня множество контрактов управляется традиционным использованием, которые в множестве случаев включают несправедливые условия издателей и распространителей в отношении передачи авторских/исполнительских прав на произведения. Это поле нуждается в выравнивании для авторов, соучастников и общества через четкое определение ограничений в контракте и исчерпанием прав.

8. Политика профилактической конкуренции против монополий распространения и их злоупотреблений.

Слияние компаний-распространителей создает не равные права для двух групп:
Для создателей, потому что они ограничены демонстрировать свои работы по альтернативным каналам и не могут заключить лучших контрактов.
Для общества, потому что это слияние заставляет людей платить монопольную цену за произведения. Такую ситуацию необходимо избежать через регулирование добросовестной конкуренции и стимулирования небольших (локальных) распространителей контента.

9. Реформирование коллективного управления (ред. имеется ввиду организации по коллективному управлению интеллектуальной собственностью - далее ОКУ) .

ОКУ сегодня имеют монополистический характер, который вредит свободе создателей выбирать их представителей. Механизмы управления нуждаются в большей прозрачности, и административные расходы не должны превышать подобный сбор ОКУ. Они также должны контролироваться независимой третьей стороной.

10. Рекламное загрязнение под контролем

Интернет-реклама это отличный способ получения дохода для создателей и их произведений. Однако, здесь необходимо регулирование для избежания обмана потребителей, и необходимо позволять потребителям по возможности блокировать рекламу некоторыми видами программ.

11. Эффективные правила соблюдения сетевой нейтральности.

Технологическая инфраструктура необходима для развития огромной цифровой культуры, которая богата контентом и устойчива во времени. Для поддержания такой цифровой культуры необходимо свобода и открытость структуры, а также необходимо избегать: монополизации рынка, блокировки контента техническими ограничениями, фильтрами, цензурой с помощью эквивалентов DRM (ред. - техническая защита авторских прав) и дискриминации протоколов/приложений/ресурсов.

12. Обязательная регистрация или копирайт 2.0.

Механизм автоматической охраны копирайта, декларируемый Бернской Конвенцией, оставляет множество произведений неиспользуемыми из-за того, что они являются "сиротскими", из-за недостатка предпринимательского интереса или законодательных барьеров в повторном использовании подобных произведений в новом контексте. Текущая система копирайта также оставляет несправедливо (большой) доход людям, которые не участвовали в создании произведения (такие как наследники или держатели прав). Необходимо создать механизмы регистрации, обновляемые во времени, и должны быть по умолчанию разрешены воспроизведение и адаптация произведений, опубликованных в цифровой среде, если не будет оговорено иное.

13. Общественные фонды и налоговая реформа.

Любая реформа нуждается в анализе того пространства, где граница государственного вмешательства существенная для обеспечения гарантий культурной устойчивости. Государственные (public) интервенции должны быть ориентированы на поддержку базовых культурных активностей: сохранения, предоставления и использования нашего культурного наследия. Необходимо также обеспечить существование дорогих проектов и структур. Важно, чтобы любая налоговая реформа учитывала, что фактор поддержки публичного действия необходим для обеспечения культурной устойчивости. И даже в случае такой поддержки важно, чтобы такие финансовые механизмы не влекли устранение других прав, таких как сегодняшняя ситуация с преобладающей оплатой общества.

14. Позитивный закон для общественного достояния (public domain) и добровольный переход в общественное достояние.

Любое расширение монопольных прав, сферы ограничений копирайта или возрастания ограничений доступа к произведению необходимо проанализировать на предмет нарушения культурных прав, которые такие изменения повлекут. Также необходимо перевернуть ситуацию, где общественное достояние рассматривается как провал или недостаток приватизации, на понимание, что людям разрешено толерантное использование произведений, вследствие несостоятельности рынка.

Оригинал статьи на английском

Колонки

Karen Eliot

Інфармацыйная правытнасць - гэта права індывіда на недатыкальнасць і свабоду асабістага жыцця . А ці прыватнасць з’яўляецца каштоўнасцю?

Алексей Карамазов

Молодой белорусский писатель Андрей Диченко маркирует свои книги лицензией Creative Commons. О том, почему копирайт устарел и что придет ему на смену.