Беларуские пираты на КопиКемпе 2014

09/11/2014

Конференция КопиКэмп прошла 6-7 ноября в Варшаве. Фонд Современная Польша проводит уже 3-ю международную конференцию по авторскому праву.

Эксперты и практикующие в вопросах авторского права и лева приглашаются на КопиКэмп уже третий год: докладчиком может стать каждый желающий, выслав предварительно тему своего доклада и презентацию. 

В этом году были представители разных стран: Польша, Америка, Исландия, Румыния, Голландия, Украина, Россия, Беларусь..., и разных профессий: и парикмахер, и член европарламнта, и автор детских книжек, и пираты, и другие.

Команда украинского филиала Creative Commons

Формат -  каждому докладчику по 10 минут плюс 2 параллельных аудитории кинотеатра - позволил выступить более 50 желающим. В перерывах можно было наладить контакт с понравившемся расказчиком. Часть докладов была на английском, часть на польском с синхронным переводом на один их этих языков.

Слева: Биргитта Йонсдоттир, Юлия Реда , Збигнев Люкасяк, Кори Доктороу

Приглашенными гостями выступали Кори Доктороу и Биргитта Йонсдоттир . Кори напомнил о проблеме ДРМ, призвал аудиторию подумать, как каждый из нас может поступить, чтобы сделать будущее лучше (выбор - вкладывать в корпорации или вкладывать в развитие опенсорскных проектов). Биргитта обратила внимание, что демократия не может быть без участия каждого, без участия Вас, и, как автор, призналась, что создает в первую очередь потому, что ей важно делится своим творчеством с другими, а не накапливать капитал.

Горячими темами КопиКемпа стали лицензии Creative Commons (филиалы разных стран презентавали свою деятельность), исследования плюсов и минусов патентования и патентных троллей, возможности коллективного управления интеллектуальной собственностью, насущные проблемы копирайта (понятие “некоммерческого использования”, сиротские работы, запрет на свободу панарамы, произведения на стредства налогоплательщиков), как и тема поощрения работы авторов (больше всего к этой теме актентировало товарищество авторов Польшы “Zaiks” ).

Живым примером борьбы “некоммерческого использования” с копирайтом была история про суд между товариществом авторов “Zaiks” и парикмахером Мартином Вегржиновским, который отказался платить отчисления за музыку по радио, которую он включал в своей студии. Стороны присутствовали в зале и по очереди рассказали свою историю: парикмахер подчеркивал, что люди приходли в его салон не для того, чтобы слушать музыку, а для того, чтобы стричься, а адвокат говорил, что права авторов, музыка которых прослушивалась в салоне, были нарушены. Парикмахер выиграл суд, “силы добра” на этот раз победили, что вызвало бурные аплодисменты зала.

От беларуских пиратов делал презентацию Михаил Волчек, рассказал про открытие филиала Creative Commons в Беларуси, вызовы и предпосылки его возникновения. И завирусил европейцев смачными драниками, рецепт которых шарится и передается из поколения в поколение, свидетельствуя о характерной особенности беларусов делиться творчеством.

В заключении ведущие Ярослав Липшиц и Магда Биернат, соответственно президент и директор фонда Современная Польша, показали румынские ролики про историю и природу копирайта от сообщества Copy-me и подвели итоги насыщенной конференции.

Текст и фото: Светлана Ермакович

Колонки

Karen Eliot

Інфармацыйная правытнасць - гэта права індывіда на недатыкальнасць і свабоду асабістага жыцця . А ці прыватнасць з’яўляецца каштоўнасцю?

Алексей Карамазов

Молодой белорусский писатель Андрей Диченко маркирует свои книги лицензией Creative Commons. О том, почему копирайт устарел и что придет ему на смену.