10 лет Creative Commons

03/12/2012

7-16 декабря во всём мире пройдут мероприятия, посвящённые 10-летию творческим общинам - открытым лицензиям Creative Commons, создателем и двигателем которых стал профессор Стэнфордского университета Лоуренс Лессиг. Это событие будет отмечено чтением докладов и обсуждением на Drupal-слёте. Ниже мы приводим перевод рецензии на самую знаковую книгу Лессига "Свободная Культура". Рекомендуется всем начинающим пиратам.

Убивая творчество

Только представьте себе: фармацевтические компании настолько преуспели, лоббируя свои интересы в правительстве, что им позволили продлить срок действия патентов на лекарства до 100 лет (сейчас срок действия составляет 20 лет), а сфера действия их прав настолько расширилась, что позволяет наложить запрет на будущие медицинские исследования. Это все вызовет резонанс в обществе, а за этим, конечно, последует и переписывание закона в пользу научного прогресса.

И это действительно уже происходит (и практически не встречает сопротивления со стороны общества), правда, в несколько иной сфере: интеллектуальной собственности - законе о копирайте. И поскольку все больше и больше разного рода контента переходит в цифровую форму, то и авторы данного контента становятся более расчетливыми и начинают массово обращаться за помощью к закону.

"Это ведет к появлению "культуры разрешений", где создателям контента крайне необходимо законное подтверждение их работам, а не "свободной культуры", где творчество разрешено, т.е. так как это было в прошлом" , - говорит Лоуренс Лессиг, профессор юридического факультета Стэнфордского университета.

Первоначально копирайт задумывался для того, чтобы ограничить контроль издателей над информацией, в данный же момент копирайт ограничивает индивидов, не позволяя им создавать новые работы. Все потому, что (по крайней мере, в Америке) срок действия копирайта увеличился (в 19-м веке был 28 лет, сейчас же стал более 95), а сфера действия его расширилась (в неё включаются все работы, а не только та малая часть, что была зарегистрирована). И сейчас он применяется ко всем, не только к печатных изданиям, масс-медиа и сопутствующим работам. В прошлом его и не думали так широко использовать.

Хотя анализ Лессига в большей степени привязан к ситуации в Америке, однако те проблемы, которые он поднимает, касаются и всего мира в целом. А поскольку и интернет, и компьютерные технологии предоставляют все более эффективные способы создания, преобразования и распространения контента, то и крупные медиакомпании, дабы сохранить свои прибыли и бизнес, лоббируют законы и заводят уголовные дела. Только одним, но далеко не единственным, примером этому могут служить заведенные RIAA уголовные дела из-за финансовых потерь в миллионы долларов благодаря музыкальному пиратству.

Вместо того, чтобы адаптироваться к Интернету, медиакомпании используют закон для того, чтобы изменить те самые особенности Интернета, делающие его таким успешным. Лессиг отнюдь не является киберутопистом, пропагандирующим пиратство и отмену копирайта. Вместо этого он призывает к разумному балансу: изменить закон о копирайте таким образом, чтобы его функции приблизились к тем, которые он выполнял в прошлом.

«Общество, защищающее идеалы свободной культуры, определённо должно сохранить возможность нового творчества угрожать старому» , — пишет он.

Автор — настоящий партизан. Видя недостатки закона о копирайте, он был одним из тех, кто основал в 2001 году организацию Creative Commons , позволяющую создателям контента лицензировать их работы способами, скорее открытыми, чем ограниченными. («Свободная Культура» (Free Culture) свободно доступна онлайн для некоммерческого использования под этой лицензией; в дни своего выпуска эта книга была воспроизведена в многочисленных форматах, включая аудио).

Лессиг использовал свои аргументы в Американском Верховном суде в октябре 2002 года. Он проиграл, и книга во многом является ответом большинству судей, которое вынесло решение против него. С точки зрения Лессига, свободная культура сродни свободному рынку — это не означает отсутствие регулирования; это просто жизненно важная платформа для прогресса. И действительно, достойной отправной точкой для реформы стало прошлогоднее высказывание газеты The Economist за возвращение к максимальному сроку действия копирайта, равному 28 годам. Среди решений, - увы, неубедительных - предлагаемых Лессигом, можно назвать обозначение, регистрацию и обновление копирайтных прав, как это было сделано в прошлом. Его последнее предложение: «сжечь большинство юристов».

В конце концов, [книга] «Свободная Культура» ни о законе, ни о технологиях — это сферы экспертизы автора. Это книга о власти. Особенно она касается способа, которым финансовая и политическая власти используются корпорациями для сохранения статус-кво и содействия их собственным коммерческим интересам. Это может нанести вред чему-то более социально значимому - творчеству, и его мы никогда не сможем оценить.

Оригинальная статья Killing creativity

Колонки

Karen Eliot

Інфармацыйная правытнасць - гэта права індывіда на недатыкальнасць і свабоду асабістага жыцця . А ці прыватнасць з’яўляецца каштоўнасцю?

Алексей Карамазов

Молодой белорусский писатель Андрей Диченко маркирует свои книги лицензией Creative Commons. О том, почему копирайт устарел и что придет ему на смену.