Как НЦИС следует своему копирайту

26/02/2013

Услуга музыкального сервиса webmusic.by имеет стоимость 15 900 рублей, даёт право закачать 60 композиций и слушать весь каталог в течение двух недель, передаёт euroradio.fm.

Самое интересное, что на горизонте замаячил правообладатель - Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) , который, судя по новости, получает и распределяет деньги незаконно.

Итак, принцип работы ресурса webmusic.by следующий. Вы скачиваете композицию или слушаете. Счётчик на сайте фиксирует этот момент. По алгоритму "за обращение" деньги переводятся на счёт НЦИС, который в свою очередь перечисляет какой-то процент этих денег музыкантам. Некоторые музыканты имеют договора с НЦИС о поддержании и защите своих имущественных прав (копирайта), некоторые - нет. Но в тоже время средства, полученные от прослушивания композиций тех музыкальных коллективов, которые не заключили договор ни с ресурсом webmusic.by, ни с НЦИС, тоже переводят на счёт НЦИС. Почему? Что делает НЦИС с полученными деньгами?

В свою чередь НЦИС переводит полученные стредства от всех музыкантов только тем, с кем были заключены договоры, "кидая" тех, кто договоры не заключал. Получается, явное нарушение авторского (и не только) права самим НЦИС. Свою позицию НЦИС в лице Алексея Бичурина раскрывает в форме классического социального дарвинизма: те, кто не подписался с НЦИС, должен защищать свои права самостоятельно. Другими словами, судиться с НЦИС за то, что средства от полученных песен были переведены другим группам.

Какие выводы можно сделать из этой истории?

Во-первых, истории с копирайтом будут выглядеть чем дальше, тем более запутанными. Будет ещё труднее понять кто прав, кто виноват. Кто начал, кто закончил. Очень размазываются субъекты правоотношений.

Во-вторых. НЦИС в данном случае как орган, активно участвующий в разработке беларусского копирайта, дискредитирует себя, нарушая правила, которые декларирует защищать ("распределяя" по своему усмотрению стредства от прослушивания композиций одной группы на счет другой).

В третьих . Алгоритм получения денег "за обращение" говорит про неразрешимую проблему копирайта. Мы можем обратиться и прослушать, а можем скачать. Будет ли скаченная композиция нашей собственностью?

Колонки

Karen Eliot

Інфармацыйная правытнасць - гэта права індывіда на недатыкальнасць і свабоду асабістага жыцця . А ці прыватнасць з’яўляецца каштоўнасцю?

Алексей Карамазов

Молодой белорусский писатель Андрей Диченко маркирует свои книги лицензией Creative Commons. О том, почему копирайт устарел и что придет ему на смену.